Лёгкий артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец".

http://www.weltkrieg.ru/images/original/67/6671.jpg

http://www.weltkrieg.ru/images/original/67/6669.jpg

История создания, описание конструкции и боевое применение.
В середине 30-х годов XX века начались проектно-конструкторские работы по созданию небольшого, но очень проходимого, тягача, способного буксировать легкие артиллерийские системы, такие как: 37-мм противотанковая пушка образца 1930 года, 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года и 76,2-мм пехотная пушка образца 1927 года. Требовалась высокая маневренность при смене огневых позиций, не уступавшая подвижности противостоящих танков, стрельба прямой наводкой на дистанции 500-1000 м в условиях переднего края, быстротекущего боя и ружейно-пулеметного огня противника. Здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был легкий, подвижный и малогабаритный гусеничный тягач переднего края, созданный с полным учетом специфики его нового применения, массовое производство которого для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков было бы под силу промышленности. Такими возможностями в те годы обладали автотракторные заводы и машиностроительные предприятия, строившие танкетки и легкие разведывательные танки. Очевидно, что и новый легкий артиллерийский тягач такого класса целесообразно было создавать на их базе с использованием хорошо освоенных агрегатов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам.

Первый такой тягач, “Пионер”, был спроектирован по образцу быстроходного трактора “Мармон-Харингтон” с двигателем Форд V-8 специалистами НАТИ (Научный Автотракторный Институт) под руководством А.С.Щеглова в 1935 году. Силовой агрегат и трансмиссия с дифференциалом были заимствованы от находившегося в производстве плавающего танка Т-37A. Использовались также его пружинобалансирные тележки (по одной на борт) и гусеницы. Заднее направляющее колесо имело упругую подвеску и одновременно выполняло роль опорного катка (несущий ленивец).

Машина была предельно короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг. Тягач мог перевозить груз массой до 500 кг. Водитель сидел посредине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам имелось по три сиденья спинками внутрь, где боком тесно размещались бойцы орудийного расчета так, что их ноги почти касались земли за границами гусениц. Ниже сидений находились отсеки для перевозки боекомплекта к буксируемой пушке.

В 1936 году на московском заводе №37 им. Орджоникидзе была выпущена первая партия тягачей “Пионер” общей численностью в 50 машин, участвовавших в параде 7 ноября на Красной площади. Производство их продолжалось по 1937 год. Были они и в войсках, но не прижились ввиду неустойчивости при езде и поворотах, низких тяговых свойств и малой вместимости, хотя и развивали скорость до 50 км/ч. Выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен был работать в непосредственной близости от противника – в зоне его вероятного обстрела. Такая бронированная модификация тягача вскоре была создана в НАТИ и построена в двух вариантах: “Пионер” Б-1 (расчет располагается лицом друг к другу) и “Пионер” Б-2 (расчет располагается спинами друг к другу). Экипаж тягача был увеличен до двух человек, в его состав ввели стрелка.

Машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась еще хуже, что стало очевидным для конструкторов завода №37, только что сдавших в серийное производство хорошо отработанный малый плавающий танк Т-38, не имевший основных недостатков Т-37A. Поэтому довольно быстро, в конце 1936 года, под руководством главного конструктора завода Н.А.Астрова на базе танка Т-38 был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач “Комсомолец” Т-20 (заводской индекс 020 или А-20) для обслуживания в первую очередь противотанковой и полковой артиллерии.

Шасси “Комсомольца” напоминало шасси “Пионера”, но теперь вместо двух опорных катков на борт было установлено четыре, а вместо одного ролика – два. Тягач имел установленную в передней части корпуса бронированную рубку для двух членов экипажа. Толщина брони составляла 7-10 мм. В шаровой установке на лобовом бронелисте монтировался 7,62-мм пулемет ДТ, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Доступ внутрь машины обеспечивали два больших люка в крыше рубки. Наблюдательные приборы монтировались в лобовом люке механика-водителя и по бортам рубки. Кормовая часть тягача “Комсомолец”, за рубкой, почти не отличалась от кормовой части тягача “Пионер”. Здесь открыто на лавках могли устроиться шестеро артиллеристов спинами к продольной оси машины, по три человека на лавке.

Тент над лавками артиллеристов увеличивал высоту тягача до 2230 мм.

Тягач оснащался четырехтактным четырехцилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором “Зенит” с экономайзером и обогатителем. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) и от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Двигатель располагался за кабиной и был защищен броневым капотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону – между спинками сидений.

Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Одноходовый демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА удваивал число ступеней в трансмиссии и позволял иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной (“ползучей”) скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кГс. Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38.

Емкость бензобака, оборудованного бензоуказателем, составляла 115 л. Кроме того, имелся расходный бачок емкостью 3-6,7 л (в зависимости от серии).

У командира (он же пулеметчик) был установлен второй комплект органов управления, позволявший ему управлять машиной даже в случае ранения или гибели механика-водителя.

Эксплуатационные испытания тягачи Т-20 “Комсомолец” проходили в Красной Армии с августа по ноябрь 1937 года. По результатам испытаний тягач получил самые благоприятные отзывы. Средняя скорость движения с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч, что было признано высокой. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 30° (иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности тягача. Правда, автомобильный двигатель, не рассчитанный на длительную напряженную работу на гусеничном тягаче (и на танках), был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих – легких и компактных двигателей тогда не было.

Тягач “Комсомолец” был запущен в серийное производство в конце 1937 года на заводе №37, компоненты тягачей изготавливались Сталинградским тракторным заводом и Горьковским автомобильным заводом. В ходе производства тягача Т-20 “Комсомолец” в его конструкцию вносились существенные изменения, в связи с чем машина была выпущена в трех сериях, отличавшихся устройством грузовой платформы, сидений, смотровых приборов и приспособлений, связанных с обеспечением нормального температурного режима работы двигателя и улучшением ходовой части.

Известны следующие серийные варианты тягача “Комсомолец”:

Первый серийный вариант – образец 1937 г.:
- бронерубка и корпус собраны на болтах и заклепках;
- в задней части корпуса установлен ручной стартер;
- небольшая шаровая пулеметная установка смонтирована в коробчатой маске;
- прямоугольные люки в крыше рубки;
- большой воздухозаборник в нижней части корпуса закрыт жалюзи.

Второй серийный вариант – образец 1938 г.:
- бронерубка и корпус собраны на болтах и заклепках;
- ручной стартер установлен в передней части корпуса;
- большая шаровая пулеметная установка;
- прямоугольные люки в крыше рубки;
- несколько небольших воздухозаборников в верхней задней части корпуса забраны проволочными сетками;
- РАННИЕ – круглая маска пулемета;
- ПОЗДНИЕ – овальная маска для пулемета с обсервационным отверстием.

Третий серийный вариант – образец 1940 г.:
- бронерубка и корпус собраны на заклепках и сваркой;
- ручной стартер установлен в передней части корпуса;
- большая шаровая пулеметная установка в маске овальной формы;
- прямоугольные люки в крыше рубки со скругленными углами;
- несколько небольших воздухозаборников в верхней задней части корпуса забраны проволочными сетками.

До июля 1941 года, когда завод переключился на производство легких танков, было выпущено 7780 тягачей “Комсомолец”. По состоянию на январь 1941 года в частях Красной Армии имелся 4401 тягач “Комсомолец”, что составляла порядка 20,5% от всего парка специализированных тягачей РККА. В каждой стрелковой дивизии по штату середины 1941 года полагалось иметь 21 тягач “Комсомолец”. Из-за высоких потерь количество тягачей “Комсомолец”, состоявших на вооружении подразделений Красной Армии, снижалось стремительно: сентябрь 1942 года – 1662, январь 1943 года – 1048. До 1945 года уцелело не более 500 тягачей “Комсомолец”.

Наличие тягачей "Комсомолец" на фронтах и в военных округах на 1 сентября 1942 года:
Карельский фронт: 65;
Ленинградский фронт: 91;
Волховский фронт: 30;
Северо-Западный фронт: 62;
Калининский фронт: 26;
Западный фронт: 166;
Брянский фронт: 20;
Воронежский фронт: 32;
Сталинградский фронт: 55;
Юго-Восточный фронт: не было;
Северо-Кавказский фронт: 2;
Закавказский фронт: 90;
7-я отдельная армия: 41;
Забайкальский фронт: 326;
Дальневосточный фронт: 447;
Московская зона обороны: 26;
Архангельский военный округ: 12;
Московский военный округ: 29;
Прибалтийский военный округ: 41;
Уральский военный округ: 13;
Южно-Уральский военный округ: 1;
Сталинградский военный округ: 5;
Средне-Азиатский военный округ: 67;
Сибирский военный округ: 11;
Северо-Кавказский военный округ: 4;
Главное автобронетанковое управление: не было;
Итого: 1662.

Наличие тягачей "Комсомолец" в артиллерийских частях стрелковых дивизий некоторых фронтов в годы Великой Отечественной войны:
Дата
Фронт Армия Количество дивизий Тягач “Комсомолец”
21.08.1941 г.
Западный 19, 20 13 14
15.05.1942 г.
Юго-Западный 6, 21 13 2
15.05.1942 г.
Западный 5, 10, 16, 33, 43, 49, 50 36 7
01.06.1942 г.
Карельский 14, 19, 26, 32 14 22
15.06.1942 г.
Ленинградский 23, 42, 55 16 4
15.09.1942 г.
Сталинградский 21, 63 17 4
15.12.1942 г.
Западный 5, 30, 31, 49 25 2
15.05.1943 г.
Ленинградский 67 7 13
01.06.1943 г.
Западный 5, 10, 10 гв. 11 9

На фронтах Великой Отечественной войны “Комсомольцы”, количество которых непрерывно убывало, продолжали нести свою нелегкую службу. Например, летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи “Комсомолец” иногда использовались как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. При отсутствии других тягачей “Комсомольцы” применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Использовали “Комсомольцев” и партизаны – они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

Летом 1941 года германские войска захватили изрядное количество тягачей “Комсомолец”. Немцы широко использовали эти машины в качестве тягачей в тыловых районах и для борьбы с партизанами. Документ Kennblatter fremden Geraats D-550/12 от 1 июня 1942 года описывает тягач “Комсомолец” как Gepanzerter Artillerieschlepper-630(r). Также немцы использовали Т-20 как базу под установку 37-мм противотанковых пушек PaK-35/36. Установка пушек производилась в войсковых “ремонтных органах”. Судя по сохранившимся фотографиям, верхний станок 37-мм пушки с качающейся частью устанавливался на крыше кабины “Комсомольца”. Верхние посадочные люки кабины заваривались, а для посадки водителя и стрелка был сделан входной люк, закрывавшийся броневой дверцей со штатным смотровым прибором.

В отличие от других трофейных тракторов и тягачей советского производства, тягачи “Комсомолец” использовались, главным образом, фронтовыми подразделениями Вермахта.

Единственный сохранившийся в нашей стране тягач “Комсомолец” можно увидеть в Москве на Поклонной горе. В Финляндии же их не в пример больше, целых 3. Один в артиллерийском музее города Хэмейнлинна, а в финском танковом музее в городе Парола их два, причем один – на ходу. И это неудивительно, ведь в финской армии трофейные тягачи Т-20 “Комсомолец” эксплуатировались вплоть до 1961 года.

Модификации.
На базе полубронированного тягача “Комсомолец” было создано несколько типов боевых машин. К числу этих модификаций относились созданная в предвоенные годы телемеханическая группа тягачей Т-20 “Комсомолец” и созданная в июле 1941 года и выпущенная небольшой серией САУ ЗИС-30, вооруженная 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2, а также звуковещательные станции.

Из-за нехватки брони, было построено несколько прототипов из обычной стали: в 1939 году под руководством Г.С.Суреняна были созданы ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.); в 1940-1941 годах – ГАЗ-20 “Комсомолец-2” с двигателем ГАЗ-М и ГАЗ-22 (на шасси легкого танка Т-40) с двигателем ГАЗ-11 (ведущие конструкторы Н.И.Дьячков и С.Б.Михайлов). Все эти прототипы оснащались кабинами автомобильного типа, в серийное производство прототипы из конструкционной стали не передавались.

В конце 1944 года в конструкторском бюро завода №40 был разработан проект полубронированного тягача АТП-1, предназначавшегося для буксирования различных противотанковых орудий. Для самообороны на тягаче в лобовом листе корпуса в шаровой опоре устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ. Проект тягача был рассмотрен, одобрен и утвержден для изготовления опытного образца. Однако в связи с получением заводом №40 задания по организации серийного производства артиллерийских тягачей типа Я-12 и Я-13Ф опытный образец тягача АТП-1 тогда изготовлен не был.

Телемеханическая группа полубронированных тягачей Т-20 “Комсомолец” (типа ТТ-20 и ТУ-20). Также существовала телемеханическая боевая группа полубронированных тягачей Т-20 “Комсомолец”. Эта группа предназначалась для укомплектования телемеханических батальонов с целью ведения разведки, вскрытия системы ПТО и использования в качестве сухопутной торпеды (брандера) для подрыва фортификационных сооружений. Телемеханическая аппаратура системы “Гроза” была разработана в НИИ-20 Наркомата авиационной промышленности (НКАП) в 1939-1940 годах. Эта аппаратура была установлена на опытной группе полубронированных тягачей Т-20 в 1940 году, которая в августе-сентябре того же года прошла заводские испытания. На вооружение РККА телемеханическая группа тягачей Т-20 “Комсомолец” не принималась.

Телемеханическая группа состояла из двух машин: телетягача и тягача управления. Управление телетягачом осуществлялось по радио на расстоянии до 2500 м, продолжительность непрерывного управления составляла 4-6 ч. Приборы автоматического управления были электропневматическими. Емкость воздушных баллонов составляла 13,5 л.

На телетягаче были установлены 7,62-мм пулемет ДТ, огнеметная установка КС-61Т производства завода “Компрессор” и заряды взрывчатого вещества (ВВ). В боекомплект входило 63 патрона (один пулеметный диск). Емкость баллона для огнесмеси составляла 45 л и обеспечивала производство 15-16 огневых выстрелов с дальность огнеметания от 28 до 40 м. Оборудование КС-61Т могло быть использовано для заражения местности боевыми отравляющими веществами (ОВ) и постановки дымовых завес. Впереди, под шаровой установкой пулемета ДТ и на лобовом листе кабины, располагались два прилива, в одном из которых размещались форсунки огнемета. В кормовой части машины внизу справа размещалась трубка для пуска ОВ и дымообразующей жидкости. Длина непросматриваемой дымовой завесы при благоприятных погодных условиях составляла 175 м, а плотность заражения местности ОВ составляла 25-50 г/м2. Был возможен вариант оснащения телетягача огнеметной аппаратурой КС-25 и телемеханизированным 7,62-мм пулеметом ДТ.

Установленное телеуправление позволяло выполнять следующие команды:
- по управлению движением: пуск двигателя, торможение машины, увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя, повороты влево, вправо и переключение передач;
- по управлению оружием: подготовка к стрельбе, стрельба из пулемета и огнемета;
- по управлению самоликвидацией: подготовка к взрыву ВВ, взрыв, отмена подготовки к взрыву.

Вооружение тягача управления включало 7,62-мм пулемет ДТ с боекомплектом 1008 патронов. Экипаж машины состоял из двух человек.

Электрооборудование телетягача и тягача управления было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. Источником электроэнергии служили аккумуляторная батарея 6СТ-128 и генератор Г-43 (телетягач) или ДСФ-500 (тягач управления).

Масса телетягача и тягача управления составляла 3,64 т и 3,66 т соответственно. Характеристики подвижности остались на уровне серийных машин.

При необходимости телетягач мог использоваться как обычный полубронированный тягач.

Звуковещательная станция на базе тягача Т-20 “Комсомолец”. В 1935-1939 годах Ленинградский институт радиовещательного приема и акустики (ИРПА) разработал несколько экспериментальных станций для дезинформации противника передачей шумов движения танка, полета самолета, строительства инженерных заграждений. В каждой станции имелся комплект шумов, записанных на пленку из целлулоида, аппарат звукозаписи через микрофон и передачи через громкоговорители.

Первый звуковещательный отряд из 13 человек с мощной установкой МГУ-1500 (на базе четырех автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6), которая даже не прошла государственные испытания, 22 июня 1939 года был отправлен в район реки Халхин-Гол, где Красная Армия вместе с монгольскими солдатами вела боевые действия против японцев. С 11 августа по 1 сентября 1939 года звукоотряд провел в общей сложности 60 радиопередач. В результате работы опытной звуковещательной станции МГУ-1500 было выявлено множество недостатков в ее работе, в результате чего было принято решение о размещении этой звуковещательной установки на одной единице гусеничной техники, так как колесные машины часто застревали на бездорожье.

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов этот проект был реализован в металле. Для пропаганды и имитации шумов во время боевых действий использовались звукостанции семи моделей: МГУ-4, МГУ-34, МГУ-35, МГУ-39 и МГУ-1000. Каждая станция была изготовлена в единственном экземпляре. Две из них размещались на грузовиках. По приказанию командования Северо-Западного фронта эти звуковещательные станции стали также устанавливать на гусеничных полубронированных тягачах Т-20 “Комсомолец” и легких танках Т-26.

Первый опыт был осуществлен, когда 20 января 1940 года звукостанцию смонтировали на легком танке Т-26 в 20-й танковой бригаде 7-й армии, действовавшей в районе Ханалетто. В 7, 8-й и 13-й армиях в конце войны было по две звукостанции, в 9-й – одна. Какие из них в качестве базы для размещения оборудования имели тягач Т-20 “Комсомолец” автору не известно.

Звуковещательные станции в ходе войны передавали около 25 текстов, одобренных политуправлением фронта. Наряду с передачами их использовали по прямому назначению – для имитации шума движения танков и дезинформации противника. Так как эта аппаратура звуковещания была опытная, часто ломалась и не имела запасных частей (ремонт осуществлялся только в ИРПА), о серийном производство подобных установок не могло быть и речи.

Во время Великой Отечественной войны подобная аппаратура на тягачах “Комсомолец” не монтировалась – для этих целей использовались грузовики, а также танки – легкие Т-26 и средние Т-34.

САУ ЗИС-30. В связи с тем, что перед Великой Отечественной войной в РККА фактически отсутствовали самоходные артиллерийские установки, вскоре после начала боевых действий в войсках возникла острая необходимость в легких подвижных бронированных противотанковых средствах, способных успешно вести борьбу с танками противника.

Это обусловило создание в первом периоде Великой Отечественной войны в чрезвычайно короткий срок времени самоходных истребительно-противотанковых установок, к числу которых относилась разработанная на базе полубронированного тягача типа “Комсомолец” противотанковая самоходная установка ЗИС-30.

Приказ о необходимости создания противотанковых и зенитных самоходных установок был подписан наркомом вооружения Д.Ф.Устиновым уже 1 июля 1941 года. В нем говорилось: “...приказываю:
1. Заводу №4 разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси;
2. Заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную и противотанковую пушки на самоходном шасси;
3. Заводу №92 разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.

При проектировании самоходных установок ориентироваться на широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины повышенной проходимости или имеющиеся гусеничные тракторы. Противотанковые орудия должны иметь к тому же бронированную кабину.

Проекты самоходных установок должны быть представлены на рассмотрение 15 июля 1941 года”.

В соответствии с этим приказом 4 июля 1941 года на заводе №92 была создана специальная конструкторская группа под руководством П.Ф.Муравьева, которая через пять дней представила в отдел Главного конструктора завода (руководитель В.Г.Грабин) два проекта самоходных установок, получивших обозначения ЗИС-30 и ЗИС-31. В конце июля 1941 года завод №92 изготовил опытные образцы установок.

Обе установки имели одинаковое вооружение – 57-мм противотанковую пушку типа ЗИС-2, разработанную конструктором В.И.Сапожниковым, и отличались друг от друга только базой, Самоходная установка ЗИС-30 была создана на базе полубронированного тягача Т-20 “Комсомолец”, а самоходная установка ЗИС-31 была выполнена на базе забронированного трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА.

Проведенные в июле-августе 1941 года сравнительные испытания показали, что установка ЗИС-31 имеет лучшую устойчивость при стрельбе и в связи с этим лучшую кучность стрельбы по сравнению с установкой ЗИС-30. В то же время за счет использования гусеничного движителя установка ЗИС-30 имела лучшую проходимость, и поэтому предпочтение было отдано ей.

23 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны, в котором говорилось:
“1. Обязать НКВ т. Устинова установить первые сто 57-мм улучшенных противотанковых пушек на тракторе “Комсомолец”.
2. Обязать НКСМ т. Малышева подать заводу №92 НКВ 100 шт. тракторов “Комсомолец” до 10.08.1941 года.
3. Обязать НКВ т. Устинова с 10.08.1941 года выпускать 57-мм противотанковые пушки на прицепе, используя автомобиль ГАЗ-61 как тягач.
4. Обязать т. Малышева с 10.08.1941 года подавать заводу №92 НКВ автомобили ГАЗ-61 в количестве, обеспечивающем программу выпуска 57-мм противотанковых пушек.
5. В отношении выпуска 57-мм противотанковых пушек и дивизионных 76-мм пушек на заводе №92 остаться при прежнем решении.
6. Предложение Горьковского обкома и завода №92 об установке 75-мм пушек на автомобиле ГАЗ-ААА не принимать.

Председатель Государственного Комитета Обороны И.СТАЛИН”.

В соответствии с приказом наркома вооружений Д.Ф.Устинова завод №92 должен был начать серийное производство установки ЗИС-30 1 сентября 1941 года. Но в связи с тем, что в конце июля 1941 года завод №37 прекратил выпуск тягачей Т-20 “Комсомолец” и с августа того же года переключился на выпуск легких танков, возникли трудности с поставками на завод №92 базовых шасси.

В связи с этими обстоятельствами в наркомате среднего машиностроения была сформирована специальная группа, которая была вынуждена заниматься сбором тягачей Т-20 “Комсомолец” путем изъятия их из различных тыловых учреждений, складов и даже отдельных воинских частей, ремонтировать их по необходимости и отправлять на завод №92. Поэтому серийное производство самоходных установок ЗИС-30 было развернуто на заводе №92 только с 21 сентября 1941 года и продолжалось до половины октября того же года. Всего за время производства завод выпустил 100 установок ЗИС-30, вооруженных 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2 и одну установку с 45-мм противотанковой пушкой. Дальнейшее производство установок ЗИС-30 сдерживалось отсутствием тягачей Т-20, производство которых на московском заводе №37 было прекращено в июле 1941 года. Поэтому для выпуска установки ЗИС-30 были частично использованы тягачи Т-20, изымавшиеся из войск или поступавшие на капитальный ремонт. Все установки были направлены на укомплектование батарей противотанковых орудий танковых бригад, которые вели оборонительные бои на Западном и Юго-Западном фронтах. Часть машин впоследствии использовалась в боях под Москвой зимой 1941-1942 годов. Всего установками модели ЗИС-30 было укомплектовано около 20 танковых бригад.

Вооружение установки ЗИС-30 представляло собой качающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, открыто установленную на базе полубронированного тягача Т-20 “Комсомолец”. Боевой расчет установки состоял из пяти-шести человек. 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 предназначалась для уничтожения танков и бронемашин противника, а также подавления живой силы противника, располагавшейся открыто.

Ствол пушки – моноблок с казенником и двумя обоймами, при помощи которых ствол был связан с противооткатными устройствами и люлькой. Длина ствола составляла 73 калибра (4159 мм).

Затвор – клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа, клин перемещался вертикально.

Люлька корытообразного типа цапфами лежала в цапфенных гнездах верхнего станка, закрытых наметками. В передней части люльки крепились штоки противооткатных устройств. Через отверстия в приливе люльки проходил вал подъемного механизма. По направляющим люльки открывался и накатывался ствол.

Противооткатные устройства ЗИС-2 состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Тормоз отката заполнялся стеолом М в количестве 4,66 л (из них 0,26 л находились в компенсаторе). Накатник заполнялся стеолом М в количестве 4,27 л воздухом или азотом, имевшими начальное давление 30+2 кгс/см2.

Цилиндры тормоза отката и накатника закреплялись в обоймах ствола (цилиндр тормоза – снизу, цилиндр накатника – сверху). Шток тормоза был закреплен в передней крышке люльки, а шток накатника – в переднем кронштейне люльки. При выстреле штоки оставались на месте, а цилиндры противооткатных устройств откатывались вместе со стволом. Нормальная длина отката составляла 970-1060 мм, предельная – 1100мм.

Верхний станок являлся основанием качающейся части пушки и вставлялся своим штырем в отверстие, располагавшееся в средней части корпуса машины на специальном постаменте.

Для наводки пушки в вертикальной плоскости использовался подъемный секторный механизм червячного типа. Углы вертикальной наводки составляли от -5° до +25&deg. В горизонтальной плоскости наводка орудия осуществлялась в секторе 30° с помощью поворотного механизма винтового типа, обеспечивавшего скорость наводки 4 град/с. Уравновешивание ствола орудия производилось с помощью уравновешивающего пружинного механизма тянущего типа.

При стрельбе использовался штатный прицел ПП1-2 или ОП2-55. Прицел ПП1-2 применялся как для стрельбы прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых огневых позиций. Он состоял из панорамы и прицельной части, соединенных между собой винтами. Прицел имел следующие оптические данные: увеличение – 2х, поле зрения – 20х, диаметр выходного зрачка – 6 мм. В ночных условиях для освещения шкал прицела применялся прибор “Луч-1”. Скорострельность из пушки доходила до 25 выстр/мин. Прицельная скорострельность ЗИС-2 составляла 15 выстр/мин. Стрельба велась только с места. Спусковой механизм ЗИС-2 рычажного типа монтировался на щитке пушки.

Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины.

Крепление пушки по-походному на марше обеспечивалось с помощью кронштейна, устанавливавшегося на крыше кабины машины, а также стопора специальной конструкции, располагавшегося в корме корпуса.

Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре в специальной бронировке справа на лобовом листе кабины.

В перевозимый на ЗИС-30 боекомплект входили 20 выстрелов к пушке и 756 патронов к пулемету ДТ (12 дисков). В боекомплект установки входили унитарные выстрелы с подкалиберными (УБР-271П, УБР-271Н), осколочными (УО-271У или УО-271УЖ) и бронебойно-трассирующими тупоголовыми и остроголовыми (УБР-271, УБР-271К, УБР-271СП) снарядами. Подкалиберный снаряд массой 1,79 кг, имевший начальную скорость 1270 м/с, на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 101 мм, а тупоголовый БР-271 и остроголовый БР-271К бронебойно-трассирующие снаряды массой 3,14 кг и начальной скоростью 990 м/с – соответственно 91 мм и 74 мм. Осколочный снаряд массой 3,75 кг имел начальную скорость 700 м/с. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом при высоте цели 2 м составляла 1100 м. Дальность стрельбы осколочной гранатой УО-271У составляла 8400 м.

Бронепробиваемость 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 самоходной установки ЗИС-30:
Тип снаряда Дальн. 100 м. Дальн. 300 м. Дальн. 500 м. Дальн. 1000 м. Дальн. 1500 м. Дальн. 2000 м Дальн. 3000 м.
Тупоголовый бронебойно-трассирующий 114/93 110/90 103/84 91/74 79/64 69/56 51/41
Остроголовый бронебойно-трассирующий 112/91 103/83 94/76 74/60 57/46 44/35 26/21
Подкалиберный 168/137 165/130 147/120 101/83 --- --- ---
Примечание: в числителе указана толщина пробиваемой брони при угле встречи в 90°, а в знаменателе – при угле встречи в 60°.
Сокращения: Дальн. = Дальность.

Броневой клепано-сварной корпус был изготовлен из броневых листов толщиной 7 и 10 мм, имевших рациональные углы наклона лобовых листов корпуса, лобовых и бортовых листов кабины. Бортовые и кормовой листы корпуса, а также кормовой лист кабины – вертикальные. В крыше кабины над рабочими местами механика-водителя и стрелка находились входные люки САУ, закрывавшиеся откидными крышками. Для возможности открывания крышек люков при установке орудия их конструкция претерпела некоторые изменения. Ширина крышек люков была уменьшена за счет их обрезки, а образовавшиеся щели в проемах люков закрыты приварными уголками.

В передней стенке кабины, против сиденья стрелка, был сделан вырез для установки бронировки 7,62-мм пулемета ДТ. Дли наблюдения из кабины имелись три откидных щитка (перед водителем и в боковых стенках), снабженные смотровыми приборами.

Верхний лобовой лист корпуса машины для доступа к агрегатам трансмиссии был выполнен съемным. Крепление листа к корпусу САУ осуществлялось болтами с пулестойкими головками.

Для защиты расчета пушки от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которые в отличие от броневого прикрытия обычной пушки ЗИС-2 не имело откидной верхней части и вырезов для колесного хода. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком.

Для монтажа пушки в средней части корпуса машины над двигателем Т-20 устанавливался П-образный коробчатый постамент. Своей передней частью постамент крепился к кабине, а задней – к кормовой части корпуса. Установка постамента привела к значительным неудобствам при ремонте боевой машины. Для производства демонтажно-монтажных работ, связанных с заменой двигателя, необходимо было первоочередно демонтировать пушку и ее постамент. В передней части постамент образовывал два ящика, в которых размещался возимый боекомплект артиллерийской системы.

Для технического осмотра и текущего ремонта двигателя (без его демонтажа) в наклонных стенках моторного отделения были сделаны два больших люка, закрывавшихся крышками. В кормовой части корпуса над укороченным кормовым листом было смонтировано сиденье наводчика и заряжающего. Для удобства их размещения и ведения боя в кормовой части грузовой платформы устанавливались откидные боковые створки.

Под сиденьем наводчика и заряжающего САУ над кормовыми грязевыми щитками крепились два ящика для ЗИПа. Еще один ящик для ЗИПа крепился на кормовом листе корпуса машины, в связи с этим крепление запасного опорного катка было перенесено на левую часть верхнего лобового листа корпуса.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть самоходной установки ЗИС-30 остались без изменений (по сравнению с полубронированным тягачом Т-20 “Комсомолец”.

Общая емкость двух топливных баков составляла 122 л. Запас хода по шоссе достигал 150 км.

Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались.

Несмотря на высокие боевые характеристики пушки ЗИС-2, самоходная установка ЗИС-30 имела определенные недостатки, связанные с неприспособленностью базовой общей машины – тягача Т-20 под установку артиллерийских систем. В ходе эксплуатации были выявлены: неустойчивость установки при ведении огня, недостаточный возимый САУ боекомплект и малый запас хода, а также слабая броневая защита.

Необходимо отметить, что в связи с отсутствием тягачей Т-20 на заводе №92 в сентябре-октябре 1941 года по инициативе П.Ф.Муравьева была разработана самоходная установка ЗИС-41 с 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2. В качестве базовой машины был использован специально забронированный полугусеничный грузовой автомобиль – вездеход ЗИС-22 производства Московского автозавода ЗИС. Установка вооружения на машине была выполнена по типу корабельных палубных орудий. Заводом №92 был изготовлен один опытный образец установки ЗИС-41, который в октябре-ноябре 1941 года прошел заводские испытания. Однако прекращение производства 57-мм пушек ЗИС-2 и эвакуация автозавода “ЗИС” в конце ноября 1941 года создали определенные трудности в производстве установки ЗИС-41 и все работы по ней были приостановлены.

Позже, в марте-июле 1942 года изготовленный опытный образец установки ЗИС-41 был подвергнут полигонным испытаниям, которые показали, что полугусеничный вездеход модели ЗИС-22 обладал неудовлетворительной проходимостью, особенно в условиях снежных заносов и весенней распутицы. Кроме того, установка имела ряд конструктивных недостатков, поэтому было принято решение дальнейшие работы в этом направлении прекратить и развернуть работы по созданию самоходных артиллерийских установок только на базе гусеничных машин.

В связи с прекращением производства 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 конструкторской группой под руководством П.Ф.Муравьева также была предпринята попытка установить на тягач Т-20 “Комсомолец” другую артиллерийскую систему. Так, в январе 1942 года заводом №92 на первом опытном образце установки ЗИС-30, находившейся на заводе, была смонтирована 76,2-мм пушка ЗИС-3. Заводские испытания показали неудовлетворительную устойчивость орудия при стрельбе, и дальнейшие работы были прекращены.

Тактико-технические характеристики Т-20 "Комсомолец":
масса в снаряженном состоянии: 3460 кг;
грузоподъемность платформы: 500 кг;
экипаж: 2 чел.;
число мест в кузове: 6;
длина: 3450 мм;
ширина: 1859 мм;
высота (по кабине): 1580 мм;
высота (по тенту): 2230 мм;
база опорных катков: 1775 мм;
колея по серединам гусениц: 1480 мм;
ширина гусениц: 200 мм;
удельное давление на грунт (с грузом на платформе): 0,54 кг/см2;
клиренс: 300 мм;
мощность двигателя: 50 л.с.;
максимальная скорость по шоссе: 47,5 км/ч;
запас хода по шоссе: 152 км;
буксируемые артсистемы: 37-мм пушка (обр. 1930 г.), 45-мм пушка (обр. 1932 г.), 76-мм пушка (обр. 1927 г.).

Видеоматериалы по теме.
1. Тягач Т-20 "Комсомолец" образца 1940 года с экипажем, лето 1941 г. На прицепе тягача передок и 45-мм противотанковая пушка образца 1937 г. (Размер - 823 Кб).

Источники:
1. Robert Michulec, Arkadiusz Wrobel, Wojciech Klonski, "Armor Battles on the Eastern Front (1) The German High Tide 1941-1942", Concord Publications Co, 1998
2. Janusz Magnuski, Maksym Kolomijec, "Czerwony Blitzkrieg. Wrzesien 1939. Sowieckie Wojska Pancerne W Polsce", Pelta, 1994
3. Барятинский М., Дмитриев М., "Танки Второй мировой: Красная Армия", "Техника молодежи", 2000
4. Павлов М., "Трактор-транспортер Т-20 "Комсомолец", "Бронетанковый музей" №14, ", ООО "БТВ-КНИГА", 2007
5. Прочко Е., "Тягач... в броне и с пулеметом", "Моделист-Конструктор" №7, 1994
6. Прочко Е., "Артиллерийские тягачи Красной Армии", "Бронеколлекция" №3, 2002
7. Кириндас А., "Полугусеничные вездеходы Красной Армии", Экспринт, 2005
8. Абашидзе Т., Мощанский И., "Катастрофа под Киевом. Киевская стратегическая оборонительная операция, 7 июля – 26 сентября 1941 года. Часть 3", ООО "БТВ-МН", 2003
9. Коломиец М., Макаров М., "Самоходная артиллерия Красной Армии. 1941-1945", "Фронтовая иллюстрация" №4, 2002
10. "Гусеничные тягачи Красной Армии. Часть 1", "Военные машины" №74, 2004